Согласно положений государственного стандарта железобетонной сваей называется конструкция, производимая в заводских условиях из тяжелого или мелкозернистого бетона, предназначенная для погружения в грунт, восприятия и распределения нагрузки от массы строения на грунтовое основание.

Фундаменты на железобетонных сваях считаются самыми мощными и обладают наибольшей несущей способностью в сравнении с другими типами. ЖБ сваи используют в многоэтажном и коммерческом строительстве, при возведении тяжелых построек из кирпича или бетона, при ремонте или конструкции искусственных сооружений. Применение свай различного типа, отличающихся массой, сечением, размерами, обусловлено различным составом грунтов. Они могут быть стабильными и нестабильными, песчаными и глинистыми, с низким или высоким уровнем пролегания грунтовых вод. 

Застройщик, анализируя качественный состав почвы, останавливает выбор на забивных, набивных, составных или цельных сваях. При возведении мостов используются специальные мостовые и шпунтовые жб сваи. И это далеко не полный перечень. Но от правильно выбранного типа опор будет зависеть устойчивость объекта и, следовательно, его безопасность в эксплуатации.

Формы и основные размеры свай

Железобетонные сваи классифицируются на следующие типы:

  • С – сплошного сечения, квадратные, с поперечным армированием;
  • СП – цельные, квадратного сечения с круглой полостью;
  • СК – цельные и составные, полые круглого сечения;
  • СО – цельные и составные, сваи-оболочки;
  • СЦ – цельные, квадратного сплошного сечения.

Также выделяют сваи 1 СД – это железобетонные сваи-колонны квадратного сечения, без армирования, располагаемые по крайним осям строения, и 2 СД. Сваи 2 СД имеют такие же характеристики и параметры, но располагаются по средним осям.

Характеристики жб свай

Для производства железобетонных свай используются, как правило, тяжелые сорта бетона: М400, М500 с добавление пластификаторов и морозостойких присадок. Тяжелые бетоны отличаются высокой плотностью и прочностью. Это позволяет эксплуатировать сваи даже в экстремальных условиях: в районах крайнего севера, на болотистых местностях, на участках с повышенным уровнем вибрации и сейсмической активностью.

Отличительная особенность жд свай состоит в том, что они:

  • имеют несущую способность до 60 тонн на одну опору;
  • обладают абсолютной устойчивостью к коррозии;
  • отличаются точным исполнением, геометрическими размерами и формами;
  • имеют хорошие показатели морозо- и влагостойкости.

Сваи производят в заводских условиях, а контроль качества производится квалифицированными специалистами: приемщиками, мастерами, инспекторами ОТК. Именно поэтому жб сваи считаются продукцией высшего качества.

Стоит отметить, что заводы и фабрики выпускают бетонные сваи не только по нормативам ГОСТ и ТУ, но и по индивидуальным требованиям заказчика. Такая потребность часто возникает при строительстве специальных гидротехнических сооружений, конструкций для оборонно-промышленного комплекса.

Особенности фундамента на жб сваях

В сравнении с классическими ленточными или монолитными фундаментами основания на жб сваях возводятся достаточно быстро. Считается, что такой фундамент обходится даже дешевле, т.к. не требует обустройства опалубки и расхода большого объёма бетона. Ещё одно преимущество: сваи можно устанавливать на подтопляемых и болотистых местах, в то время как монтаж фундамента на железобетонных блоках в таких местностях невозможен.

Цена жб свай зависит от их типа. Сегодня наиболее востребованными в ИЖС и многоэтажном строительстве являются железобетонные сваи следующих типов:

  • С 30-30 6;
  • С 40-30-6 М350;
  • С50-35-8у;
  • С 120-30-8 М350;
  • сваи струноармированные СН-40, 30т-ВрБО.

При проектировании фундамента места установки сваи выбираются с учетом расположения несущих стен, простенков, мест, в которых планируется установка печи или камина.

В фундаментах на жб сваях практически всегда присутствует ростверк из железобетона. Он не только позволяет существенно повысить качество и долговечность фундамента, равномерно распределить нагрузку на грунт, но и снижает тепловые потери здания. Бетонная «подушка» между полом дома и торцами свай – это хороший теплоизолятор.

Ростверк может быть:

  • подвешенным, располагающимся на определенном расстоянии от земли по всему периметру свайного поля;
  • наземным, опирающимся нижней плоскостью на песчано-гравийную, керамзитную или песчаную подушку;
  • заклубленным, напоминающим ленточный фундамент.

В ИЖС предпочтительнее использовать подвешенный ростверк. Он обеспечивает наилучшую тепловую эффективность и не разрушается вследствие воздействия морозного пучения грунтов.

Требования ГОСТ к жб сваям

На жб сваи распространяются требования межгосударственного стандарта ГОСТ 19804-2012 «Сваи железобетонные заводского изготовления. Общие технические условия». Он устанавливает общие требования к изделиям заводского изготовления, а также предназначен для руководства при разработке проектной и технической документации на конкретные виды свай.

Сваи должны соответствовать установленным параметрам по трещиностойкости, выдерживать контрольные испытания, а также должны отвечать заданным стандартом характеристикам:

  • фактической прочности;
  • морозостойкости;
  • водонепроницаемости;
  • коррозионной стойкости.

Для производства железобетонных свай выбирают бетоны согласно ГОСТ 26633, соответствующие необходимой прочности на сжатие, но классом не ниже В15.

В качестве крупного наполнителя для бетона допускается применение фракционного щебня, камня или гравия естественного происхождения. Размер фракций не должен превышать 40 мм, а для пустотелых свай 20 мм.

Требования к качеству бетонной поверхности и внешнему виду сваи регламентируются ГОСТ 13015. Он устанавливает предельно допустимые размеры раковин, локальных впадин, сколов бетона, высоты наплывов на торцовых поверхностях. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *