Копёр – специальная строительная машина, предназначенная для захвата, подъёма, переноса сваи в точку погружения, корректировки и заглубления её в грунт. Самый первый копёр был сконструирован в Англии ещё в 1843 году. Именно он и стал прототипом современной техники.
Сегодня в России на строительных объектах работают копры отечественного, китайского, европейского, американского и японского производства. Но доля российских копров, естественно, в условиях ограничения импорта плавно растёт. Техника сложная и достаточно дорогостоящая. Поэтому многие подрядчики берут копры в аренду на период строительства фундамента, а затем возвращают. При покупке или аренде копра нужно учитывать и бюджет, и специфику строительства. По этим критериям и выбирается конкретный тип копра определенной мощности.
Принцип работы
Принцип работы копров одинаков. Машина захватывает и поднимает сваю, переносит её к месту установки и корректирует в проектное положение. После этого свая погружается в грунт. Затем захватывается следующая свая и т.д.
Копер может заглублять сваю:
- ударным воздействием;
- вибровоздействием;
- виброзабоем.
Есть и другие способы. Например, иногда используется дизель-молот. Он устанавливается вне копра. Машина устанавливает молот на сваю, начинается процесс забивки. Пока он идет, копёр перемещается и захватывает следующую сваю. Таким способом достигается высокая производительность работ и скорость установки свайного поля.
Классификация копров
Копры достаточно мобильная спецтехника, способная быстро перемещаться по строительной площадке, поворачивать и наклонять сваи в заданное положение. Любой копёр состоит непосредственно из базовой машины и сменного навесного оборудования.
В зависимости от используемой ходовой части копры подразделяются на:
- колесные;
- гусеничные;
- рельсовые.
В ИЖС и легком коммерческом строительстве чаще используют колесные копры. Они способны быстро передвигаться с места постоянной дислокации на строительную площадку и назад. В России колесные копры конструируют на базе грузовиков КрАЗ, КамАЗ, Урал и ЗИЛ. Ещё одно достоинство колесных копров – отсутствие необходимости снимать навесное оборудование при передвижении по дорогам и автомагистралям.
Гусеничная техника применяется в многоэтажном строительстве. Обычно она доставляется на место на автомобильной платформе или в полуприцепе. Копры на гусеницах имеют большую массу, мощность, предназначены для работы с длинными и тяжелыми бетонными сваями. Они находятся на строительном объекте постоянно до тех пор, пока не будут закончены работы по возведению фундамента или другого основания. Гусеничные копры применяют для вертикального и наклонного заглубления свай длиной 12-15 метров.
Копры на рельсовом ходу применяют на крупных промышленных объектах: в металлургической отрасли, в горнодобывающей промышленности, на угольных разрезах. Они служат для установки сваи под строительство различных производственных объектов: складов, ангаров, тяжелых металлоконструкций специального назначения.
По функциональному признаку копры разделяют на:
- обычные;
- полууниверсальные;
- универсальные.
Обычные копры выполняют только вертикальную забивку свай. Для наклонного заглубления они не приспособлены. Полуниверсальные копры применяют для заглубления свай на большой площади. Они оснащаются вышкой, перемещающейся в горизонтальной плоскости, и могут выполнять как вертикальную, так и наклонную забивку свай. Универсальные копры оснащаются подвижной вышкой и мачтой с регулировкой по высоте. Она позволяет работать со сваями различной длины.
Отдельно выделяют бурильно-свайные копры. Такая техника имеет буровую колонну, выполняющую лидерное бурение скважин с последующим погружением в них свай.
Типы молотов
Молот копра – ударное оборудование, с помощью которого производится заглубление сваи. Выбор сваебойного оборудования зависит и от типа копра, и от его мощности. Самые тяжелые молоты используют на копрах на рельсовом ходу, легкие – на колесных и гусеничных копрах.
Сегодня применяются следующие виды молотов:
- Подвесные. Используются редко, т.к. морально и технически устарели. Массивная стальная болванка подвешивается на направляющих рамы, поднимается с помощью лебёдки, корректируется и «падает» на торец сваи;
- Паровоздушные молоты работают за счет энергии сжатого воздуха. Они бывают простого и двойного действия;
- Дизельные. Такие молоты получили наибольшее распространение. Они подразделяются на штанговые и трубчатые. Штанговые дизельные молоты дополнительно оборудуются системой охлаждения, что позволяет достичь высокой производительности;
- Быстродействующие молоты являются подвесным оборудованием и крепятся на подъёмной стреле с помощью тросов;
- Электрические вибромолоты используются на копрах, работающих на влагонасыщенных и песчаных грунтах. Они бывают низкочастотными и высокочастотными;
- Вибромолоты погружают сваи за счет комбинированного ударного и вибрационного воздействия. Их применяют на копрах, работающих на плотных грунтах.
Сегодня рейтинг молотов по популярности возглавляют именно вибрационные молоты. Они издают наименьший уровень шума, поэтому востребованы при работе на площадках в условиях плотной городской застройки.
Запреты при проведении свайных работ
На эксплуатацию копров любого типа распространяется ряд ограничений.
В частности запрещается:
- располагать копёр на расстоянии меньше 50 м от производственной работы по выемочному котлованному процессу или от места грунтового рыхления;
- монтажные работы с копром выполняются только по проектным или паспортным схемам под наблюдением мастера и механика;
- забивка свай в охранных зонах, вблизи подземных коммуникаций или радом с электрокабелями, линиями ЛЭП без наличия соответствующих разрешений, нарядов, допусков;
- оставлять молот или сваи на весу на тросах копра.
Перемещение копра на строительной площадке выполняется только с опущенным в нижнее положение молотом.